Preview

Постсоветский материк

Расширенный поиск
№ 4 (2025)
Скачать выпуск PDF

ПОЛИТОЛОГИЯ

4-14 17
Аннотация

В статье анализируется проблематика, касающаяся феномена политических вето-игроков, которые могут интерпретироваться в различных акторно-институциональных рамках. С одной стороны, классический подход делает акцент на формально-легальных механизмах политического господства, которые коррелируют с функционированием политической системы общества. С другой – политико-режимные конфигурации современности и их динамика приводят к тому, что роль вето-игроков постулируется значительно шире, особенно в условиях авторитарного политического процесса, который девальвирует формальную институциональную архитектуру и, автоматически, актуализирует неформальные практики. Вместе с тем, акцентируется внимание на категории «институционализированный субъект», которая коррелирует с вето-игроком. Помимо этого, рассматривается концепт селектората, который вносит свой вклад в объяснение природы социально-политической дифференциации.

15-28 13
Аннотация

В статье посредством использования институционального, структурно-функционального методов и анализа нормативно-правовых актов определены ключевые механизмы продвижения российских национальных интересов в центральноазиатском регионе в контексте миграции. Среди них – заключение двусторонних миграционных договоров и межправительственных соглашений в гуманитарной сфере со странами-донорами миграции, а также управление условиями трансграничных денежных переводов. Результаты исследования могут быть использованы для разработки и реализации российской внешнеполитической стратегии в Центральной Азии.

29-42 15
Аннотация

Исследование анализирует современное состояние белорусскороссийской интеграции. Автор показывает, что под воздействием политического кризиса в Белоруссии и санкционного давления Запада союзное строительство перешло из фазы деклараций в стадию практической реализации. Наибольший прогресс достигнут в военно-стратегической и экономической сферах, где создана основа единого оборонного и рыночного пространства. Интеграция приобрела вынужденно-прагматичный характер и стала инструментом выживания и безопасности, а не идеологического объединения, что определяет ее дальнейшую эволюцию.

43-52 11
Аннотация

В статье приведен комплексный анализ особенностей формирования внешнеполитической идентичности Приднестровской Молдавской Республики. На основе междисциплинарного подхода рассмотрены институциональные, правовые и символические измерения данного феномена, включая концепцию международной субъектности, договорную практику и культурно-исторические основания. Отмечаются уникальные характеристики и значимость символического ресурса идентичности, включающего образ договороспособного и ответственного партнера, приверженность мирному урегулированию и конструктивному диалогу. Сделан вывод о том, что внешнеполитическая идентичность Приднестровья выступает стратегическим ресурсом, позволяющим укреплять международное позиционирование республики в условиях неопределенного и трансформирующегося миропорядка.

53-62 11
Аннотация

В статье рассматриваются институциональные модели политической социализации молодежи в современной России. Автор проводит комплексный анализ эффективности различных агентов социализации – государственных структур, молодежных парламентов, партийных организаций, образовательных инициатив, общественных объединений и цифровой среды. На основе структурно-функционального, институционального и сравнительного подходов исследуется степень вовлеченности молодежи в политические процессы, устойчивость политических установок и мотивация к участию в общественной жизни. Особое внимание уделяется взаимодействию формальных и неформальных каналов социализации, а также трансформации молодежной политической идентичности в условиях цифровизации. В результате исследования формулируются практические рекомендации по совершенствованию действующих механизмов социализации с акцентом на субъектно-ориентированные, диалогические и интерактивные практики.

63-76 12
Аннотация

Исследование направлено на анализ протекционизма как стратегического инструмента внешней политики Российской Федерации в условиях формирования многополярного миропорядка. Актуальность работы обусловлена усилением тенденций к деглобализации и пересмотром моделей международной торговли. Однако проблема заключается в недостаточной систематизации мотивов, форм и последствий российского протекционизма в контексте его внешнеполитической, а не только экономической, целесообразности.
Опираясь на методологию неореализма в международных отношениях и применяя системный анализ, а также сравнительно-правовой подход, мы анализируем эволюцию протекционистских мер России за период с 2014 по 2024 год, включая импортозамещение, контрсанкции и развитие национальных платежных систем. Результаты. Работа выявляет, что российский протекционизм трансформировался из вынужденной ответной меры в комплексную стратегию, нацеленную на достижение экономического суверенитета, переориентацию торговых потоков на альтернативные центры силы (Азию, Ближний Восток) и укрепление политического влияния в рамках ЕАЭС.
Исследование доказывает, что в условиях санкционного давления протекционизм стал ключевым элементом построения устойчивой к внешним шокам национальной экономики и инструментом ослабления униполярной гегемонии Запада.
Таким образом, исследование показало, что протекционизм в российской внешнеполитической практике является многогранным инструментом, служащим целям как экономической безопасности, так и геополитического позиционирования.
Его результаты могут применяться для дальнейшего прогнозирования развития международной системы, выработки стратегий адаптации национальных экономик к новым реалиям и понимания логики российской внешней политики в многополярном контексте.

ЭКОНОМИКА

77-89 11
Аннотация

В статье исследуется влияние расширения Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) на способность объединения сохранять баланс между приоритетами в сфере безопасности и задачами экономического взаимодействия. Расширение состава участников, включившее Индию, Пакистан и Иран, придало организации новые геополитические измерения, усилило ее многовекторность и международную значимость, но одновременно обострило внутренние противоречия. На основе SWOT-анализа и анализа работ российских и зарубежных исследователей показано, что ШОС остается более консолидированной в вопросах безопасности, чем в сфере экономики. Расширение усилило дисбаланс между экономическими возможностями Китая и политической ролью России, что в ряде случаев привело к фрагментации экономической повестки. В то же время многовекторность стала фактором, способствующим росту международной гибкости ШОС и ее адаптивности к новой системе глобальных взаимодействий. Сделан вывод, что дальнейшая эффективность организации зависит от способности выработать институциональные механизмы, позволяющие поддерживать равновесие между безопасностью и экономическим развитием в условиях растущего многообразия интересов.

90-103 9
Аннотация

В статье дается краткий обзор отечественных исследований, посвященных организациям, привлекающим иностранную рабочую силу. Представлены результаты опроса московских работодателей, имевших опыт найма иностранных работников в 2021–2023 гг. Рассмотрены вопросы о том, какие предприятия чаще других нанимают мигрантов, по каким причинам российские работодатели привлекают иностранную рабочую силу, каковы основные каналы поиска иностранных работников, почему и где наиболее распространены практики нелегальной и неформальной занятости иностранцев.

ИСТОРИЯ

104-119 18
Аннотация

Исследование интеграционной политики Российской империи (XVIII – начало XX вв.) через концепцию «вызов-ответ» (А. Тойнби) раскрывает гибридную модель управления, сочетавшую автономию (сохранение языка, религиозной идентичности, местных законов в Финляндии и Царстве Польском) с поэтапной централизацией. На материале этих регионов показано, что империя адаптировалась к вызовам полиэтничности, балансируя между локальными институтами (финский сейм, польская судебная система) и административной унификацией, что обеспечивало устойчивость системы (лояльность элит, контроль территорий). Кризис конца XIX в., вызванный ростом национализма и внешнеполитическими вызовами (дипломатическая поддержка польского движения европейскими державами, угрозы территориальной стабильности в приграничных регионах), трактуется как фаза системного надлома: переход к жесткой унификации (ограничение финляндской автономии через Манифест 1890 г., ликвидация польских институтов в 1864–1867 гг.) нарушил равновесие, ускорив дезинтеграцию. Результаты, развивая подходы Дж. Бёрбэнк и Ф. Купера к анализу имперских стратегий, позволяют переосмыслить интеграцию как процесс поиска устойчивости в условиях межцивилизационного противостояния, выявляя цикличность баланса и надлома в качестве адаптационного механизма.

120-130 8
Аннотация

В статье рассматривается влияние политики коренизации 1920– 1930-х годов на формирование национальных политических элит в союзных республиках СССР. На основе сравнительного анализа среднеазиатского опыта выявляются региональные особенности вовлечения национальных кадров в партийно-государственные структуры. Показано, что сочетание языковой, кадровой и образовательной составляющих коренизации способствовало институционализации национальных элит, обеспечивая управляемую интеграцию республик в советскую систему.

131-143 9
Аннотация

Статья посвящена исследованию эволюции гуманитарного влияния России в Центральной Азии в контексте геополитических изменений и усиления присутствия внешних акторов (Китай, Турция, страны Ближнего Востока, США). В рамках исторического анализа рассматривается трансформация роли русского языка как ключевого элемента общего социокультурного пространства, сложившегося в советский и постсоветский периоды. Выявляются основные угрозы для сохранения российского гуманитарного присутствия, включая сокращение русскоязычного образования и конкуренцию со стороны альтернативных культурных и образовательных инициатив. Особое внимание уделяется факторам, определяющим сохраняющийся интерес стран региона к взаимодействию с Россией, таким как трудовая миграция, образовательные связи, культурное наследие и политико-правовые механизмы поддержки русского языка. На основе анализа исторического опыта и современных тенденций формулируются рекомендации по совершенствованию российской гуманитарной политики, направленные на укрепление позиций России в регионе и сохранение общего историко-культурного наследия. Предлагаются стратегии развития программ обучения, сетевой дипломатии, совместных культурных проектов и системного мониторинга общественного мнения.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-6412 (Print)