АДАПТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ВОЙНЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО УЧИТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА (1941–1945 ГГ.).
https://doi.org/10.48137/23116412_2025_3_96
Аннотация
Статья посвящена исследованию деятельности Орехово-Зуевского учительского института (ныне – Государственный гуманитарно-тех нологический университет) в период Великой Отечественной войны. На основе документов фондов Министерства просвещения РСФСР и Всесоюзного комитета по делам высшей школы (ВКВШ) при Совете народных комиссаров СССР (Государственный архив Российской Федерации, ГА РФ) проанализировано функционирование учебного заведения в экстремальных условиях военного времени. Актуаль ность работы обусловлена необходимостью изучения адаптивных механизмов педагогической системы в кризисных ситуациях, а также сохранения исторической памяти о роли образовательных учреждений в мобилизации ресурсов для обороны страны. Иссле дование восполняет региональный пробел в истории образования, раскрывая малоизученные аспекты работы провинциальных вузов в 1941–1945 гг. Подчеркивается значимость дальнейшего изучения вклада учительских институтов в сохранение культурно-образова тельного потенциала, что актуально для формирования националь ной идентичности.
Об авторе
М. М. РябоваРоссия
РЯБОВА Мария Михайловна – старший преподаватель кафедры истории и гуманитарных наук
Орехово-Зуево
Список литературы
1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Фонд 2306 (Министерство Просвещения РСФСР (Минпрос РСФСР)). Оп. 70. Д. 7127.
2. ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 70. Д. 4037.
3. ГАРФ. Фонд Р8080 (Всесоюзный Комитет по делам Высшей школы (ВКВШ) при Совете Народных комиссаров СССР). Оп. 1. Д. 1680.
4. ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 70. Д. 4497.
5. ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 70. Д. 8109.
6. ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 70. Д. 4658.
7. ГАРФ. Ф. Р8080. Оп. 70. Д. 1783.
8. Высшая школа: основные постановления, приказы и инструкции / сост. М.И. Мовшович; под ред. А.М. Ходжаева. М.: Сов. наука, 1945. 410 c.
9. Сперанский А.В. Высшая школа СССР в 1941–1945 гг.: экзамены войны // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2015. №3. С. 33-38. 10. Шпикельман Р.Ю. Политика центральной и региональной власти и деятельность вузовских коллективов по организации высшего образования в годы Великой Отечественной войны: исторический аспект (на примере Иркутской области). Часть 2 // Известия Иркутского государственного университета. 2015. Т.12. С. 129-145.
Рецензия
Для цитирования:
Рябова М.М. АДАПТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ВОЙНЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО УЧИТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА (1941–1945 ГГ.). Постсоветский материк. 2025;(3):96-109. https://doi.org/10.48137/23116412_2025_3_96
For citation:
Ryabova M.M. ADAPTATION OF THE PEDAGOGICAL SYSTEM IN WARTIME: REGIONAL EXPERIENCE OF THE OREKHOVO-ZUYEVO TEACHERS’ INSTITUTE (1941–1945). Post–Soviet Continent. 2025;(3):96-109. (In Russ.) https://doi.org/10.48137/23116412_2025_3_96