Preview

Постсоветский материк

Расширенный поиск

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЮМОР – АКТУАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УБЕЖДАЮЩЕЙ КОММУНИКАЦИИ

https://doi.org/10.48137/2311-6412_2021_4_32

Аннотация

В настоящее время юмор всё чаще становится инструментом политики. Цель исследования – определение политического юмора как технологии убеждающей коммуникации. В качестве метода исследования в работе взят контент-анализ. На примере юмористического шоу Comedy Club проведён анализ массмедийного дискурса, позволивший выявить манипулятивные точки в изучаемой программе. В качестве единицы анализа отобраны видеозаписи шоу Comedy Club. По результатам установлено: наиболее популярными темами для шуток являются стереотипы об этносах и народах, коррупция в России, негативизация образов известных мировых лидеров, недружественные отношения России со странами Европы и США, роль президента России в мире. Исследование даёт основание говорить о региональном характере политических шуток, опирающихся на состав аудитории. Успех шутки с политической матрицей напрямую зависит от расы, нации или гендера. Выездные выступления и политические шутки отражают то место, где происходит съёмка, и коррелируют с актуальной политической и новостной повесткой. Политические шутки латентным образом интегрируют в общество конкретные политические идеи, соотносящиеся с официальной позицией действующей власти. Практическая значимость исследования состоит в потенциале использования политического юмора в качестве инструмента коммуникации для формирования общественного мнения. Юмор, используемый в политике и о политиках, оптимизирует процесс воздействия на электоральные настроения, а также предстаёт в виде социального индикатора, отображающего настроения общества, что делает его востребованным в политическом дискурсе

Об авторе

С. В. Сакулин
Институт стран СНГ
Россия

САКУЛИН Сергей Вячеславович – научный сотрудник

Российская Федерация, 119180, г. Москва, ул. Б. Полянка, д. 7/10, стр. 3



Список литературы

1. Борен Дж. Как стать идеальным мерзавцем: настольное пособие для политиков и бюрократов / Пер. с англ. М.: Изд-во РГГУ, 2002. 179 с.

2. Будко Д. А. Политический юмор как объект исследования в политической науке (на примере политического анекдота) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6: Политология. Международные отношения. 2015. № 3. С. 70–82.

3. Бутенко И. А. Юмор как предмет социологии? // Социологические исследования. 1997. № 5. С. 135–140.

4. Володенков С. В., Федорченко С. Н. Цифровые стигматы как инструмент манипуляции массовым сознанием в условиях современного государства и общества // Социологические исследования. 2018. № 11. С. 117–123. DOI: 10.31857/S013216250002791-3.

5. Гоббс Т. Левиафан: Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1991. 731 с.

6. Дмитриев А. В. Социология юмора. М.: Изд-во РАН, 1996. 214 с.

7. Курякова А. Психологические функции политического юмора // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 5. С. 739.

8. Мусийчук М. В. Коммуникативный механизм юмора как средство эффективного воздействия политического лидера // Мир науки. 2015. № 3. С. 4–5 // URL: https://mir-nauki.com/PDF/10PSMN315.pdf (дата обращения: 18.05.2021).

9. Пименова О. И. и др. Феномен политического юмора в играх КВН: по материалам контент-анализа // Вестник университета. 2017. № 12. С. 211–219 // URL: https://doi.org/10.26425/1816-4277-2017-12-211-219.

10. Платон. Государство. М.: АСТ, 2016. 448 с.

11. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2006. 651 с.

12. Савкова З. В. Искусство оратора. 3-е изд., доп. СПб.: ИВЭСЭП: Знание, 2007. 242 с.

13. Сакулин С. В. Политические технологии убеждающей коммуникации (на примере кино и социальных сетей) // Журнал политических исследований. 2020. № 2. С. 138–155. DOI: https://doi.org/10.12737/2587-6295-2020-138-155.

14. Сергеев А. А., Макарова Л. С., Одинцова Л. А. Юмор как элемент неформальной коммуникации // Педагогика и психология. 2012. № 5 (49). С. 389–393.

15. Середа П. В. Особенности политического юмора Великобритании // Научный журнал КубГАУ. 2016. № 121. С. 719–728. DOI: 10.21515/1990-4665-121-039.

16. Сычёв А. А. Природа смеха или Философия комического. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. 176 с.

17. Тищенкова Н. В. Роль политического юмора в условиях современной политической коммуникации // Гуманитарный научный вестник. 2018. № 5. С. 38–45. DOI: 10.5281/zenodo.2284825.

18. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве / Пер. с лат. Ф. А. Петовского, И. П. Стрельниковой, М. Л. Гаспарова; под ред. М. Л. Гаспарова. М.: НИЦ «Ладомир», 1994. 475 с.

19. Baum M. A. Soft news and political knowledge: Evidence of absence or absence of evidence? // Political Communication. 2003. No. 20. Pp. 173–190. DOI: 10.1080/10584600390211181.

20. Bloom E., Bloom L. Satire’s persuasive voice. Ithaca, NY: Cornell University Press, 1979.

21. Davis R., Owen D. New media and American politics. New York: Oxford University Press, 1998. 304 p.

22. Fox J. R., Koloen G., Sahin V. No joke: A comparison of substance in The Daily Show with Jon Stewart and broadcast network television coverage of the 2004 presidential election campaign // Journal of Broadcasting & Electronic Media. 2007. No. 51 (2). P. 213–227. DOI: 10.1080/08838150701304621.

23. Gray J., Jones J. P., Thompson E. Satire TV: Politics and comedy in the post-network era. New York: New York University Press, 2009. 288 p.

24. Holbert R. L., Lee J., Esralew S., Walther W., Hmielowski J., Landreville K. Affinity for political humor: An assessment of internal factor structure, reliability, and validity // Humor: International Journal of Humor Research. 2013. No. 26 (4). Pp. 551–572. DOI: 10.1515/humor-2013-0034.

25. Innocenti B., Miller E. The Persuasive Force of Political Humor: The Persuasive Force of Political Humor // Journal of Communication. 2016. No. 66 (3) // URL: https://kuscholarworks.ku.edu/bitstream/handle/1808/20675/Innocenti_2016_JOC.pdf?sequence=1 (дата обращения: 13.05.2021). DOI:10.1111/jcom.12231.

26. Laineste L. Can the ‘stripping of the boss’ be more than a joke // Integrative Psychological & Behavioral Science. 2013. No. 47 (4). Pp. 482–491. DOI: 10.1007/s12124-013-9251-1.

27. Martins C. Trump: The negative uprise in Political Humor // Estudos em Comunicação. 2018. No. 27. Vol. 1. Pp. 207–217. DOI:10.20287/ec.n27.v1.a13.

28. Nabi R. L., Moyer-Gusé E., Byrne S. All joking aside: A serious investigation into the persuasive effect of funny social issue messages // Communication Monographs. 2007. No. 74 (1). Pp. 29–54. DOI: 10.1080/03637750701196896.

29. Niven D., Lichter S. R., Amundson D. The political content of late night comedy // Harvard International Journal of Press/Politics. 2003. No. 8. Pp. 118–133. DOI: 10.1177/1081180X03008003007.

30. Rossing J. P. Deconstructing postracialism: Humor as a critical, cultural project // Journal of Communication Inquiry. 2012. No. 36 (1). Pp. 44–61. DOI: 10.1177/0196859911430753.

31. Rossing J. P. No Joke: Silent Jesters and Comedic Refusals // Rhetoric and Public Affairs. 2017. Vol. 20. Iss. 3. P. 545–556 // URL: www.jstor.org/stable/10.14321/rhetpublaffa.20.3.0545 (дата обращения: 13.05.2021).

32. Schutz C. E. Political humor: From Aristophanes to Sam Ervin. Rutherford, NJ: Fairleigh Dickinson University Press, 1977. 349 p.

33. Sherrin N. Oxford dictionary of humorous quotations. Oxford: Oxford University Press, 2009. 538 р.

34. StratCom laughs: in search of an analytical framework // URL: https://www.stratcomcoe.org/stratcom-laughs-search-analytical-framework (дата обращения: 06.04.2021).

35. Test G. Satire: Spirit and art. Tampa: University of South Florida Press, 1991 // URL: https://ru.scribd.com/doc/195414091/Satire-Spirit-and-Art (дата обращения: 14.05.2021).

36. Watson J. S. Quintilian. Quintilian’s Institutes of Oratory; Or, Education of an Orator // URL: http://rhetoric.eserver.org/quintilian/ (дата обращения: 18.05.2021).

37. Young D. The privileged role of the late-night joke: Exploring humor’s role in disrupting argument scrutiny // Media Psychology. 2008. No. 11. P. 119–142. DOI: 10.1080/15213260701837073.

38. Young D. Theories and Effects of Political Humor: Discounting Cues, Gateways, and the Impact of Incongruities // Oxford Handbook of Political Communication. 2018 // URL: https://www.oxfordhandbooks.com/view/10.1093/oxfordhb/9780199793471.001.0001/oxfordhb-9780199793471-e-29?rskey=NBL29e&result=2 (дата обращения: 16.04.2021). DOI: 10.1093/oxfordhb/9780199793471.013.29_update_001.


Рецензия

Для цитирования:


Сакулин С.В. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЮМОР – АКТУАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УБЕЖДАЮЩЕЙ КОММУНИКАЦИИ. Постсоветский материк. 2021;(4):32-53. https://doi.org/10.48137/2311-6412_2021_4_32

For citation:


Sakulin S.V. POLITICAL HUMOR IS AN ACTUAL TECHNOLOGY OF PERSUASIVE COMMUNICATION. Post–Soviet Continent. 2021;(4):32-53. (In Russ.) https://doi.org/10.48137/2311-6412_2021_4_32

Просмотров: 82


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-6412 (Print)